Доброго времени суток, дорогие студенты! Прошу простить меня за столько длинный
период ненаписания лекций - моя библиотека была на профилактике от термитов.
Но все, слава богу, обошлось и мне сегодня утром удалось таки выудить интереснейшую
книгу Рене Маркара "Краткая история химии и алхимии", на основе которой мы
и построим сегоднящний урок.
В наше время золото все еще считается конечной целью герметического
искусства (иногда так называют алхимию), но по другой причине. Наряду с алхимиками
(обычно именуемыми адептами или артистами, поскольку они владеют секретами
Искусства), существовали еще две категории людей, пытавшихся совершить трансмутацию
металлов: прежде всего это суфлары и, ближе к нашему с вами времени, архимики.Но
широкая публика всегда путала этих ловкачей, единственной целью которых было
получение холота, с истинными герметическими философами. Ребята, помните
- погоня за золотом есть ПЛОХО! Это алчность, а мы же хотим стать настоящими
адептами.
Превосходное, с моей точки зрения, определение суфлерам
дает вышеупомянутый Рене Макар: "В сфере Большого Искусства (имеется в виду
алхимия - прим.проф) "суфлеры" представляют собой маргинальную, назшую секту,
где кишат шарлатаны, знахари, сумасшедшие колдуны, предсказатели, бывшие
воры, ловкие мошенники, проходимцы всех мастей,особенно тупоумные фармацевты,
которые воображают, будто им удалось выведать у "мастеров" (то есть адептов
- прим. проф) крупицу их тайны, похитить искру их гения. Магические обряды
и изготовление ядов, что некогда пользовалось определенным спросом, - вот
нечистые источники, из которых складывался их жалкий доход. Полагая, будто
чудесную квинтэссенцию можно изготовить из продуктов животного происхождения,
они брали для своих опытов самые невероятные, поторой омерзительные ингридиенты.
Они не гнушились даже убивать младенцев, чтобы получать их кровь; этим печально
прославился зловещий Жиль де Ре (офицер армии Жанны Д'Арк, его личность легла
в основу легенды о Синей Бороде - прим. проф). Из-за таких людей судьи без
всякого снисхождения относились и к истинным рыцарям Великого Деяния.
Настоящие алхимики тратили месяцы, годы, а иногда и всю
свои жизнь на один опыт, они доводили себя до истощения и жервовали всем,
а то время, как суфлеров такие сроки, мягко говоря, не устраивали.
Они всячески пытались ускорить процесс золотообразования, увеличивая тем
самым температуру в печах. Как нетрудно догадаться, приводило это чаще всего
либо к взрывам, либо к огромным счетам за газ, а не к более быстрчм результатам.
В описании Маркара нет преувеличений. Ведь для создания
философского камня - ребята, следующую мысль записали и запомнили, мы это
скоро будем проходить - необходимы три тайных элемента: первичная материя,
уникальное вещество, с которым работает алхимик, подвергая его воздействию
тайного огня (иногда называемого первый агент), а затем - воздействию философской
ртути. Суфлеры понятия не имели, что означают эти символические названия,
а потому помещали в свои реторты и тигли что под руку попало. Вот вы можете
представить, как на уроке химии в школе вместо того, чтобы тихо-мирно делать,
что в учебники написано, вы льете в пробирку все реагенты, что только нашлись
в лаборантской у химика, и начинаете эту всю адскую смесь подогревать. Нет?
Значит, вы не суфлер =).
Опыты суфлеров чаще всего доводили до взрывов. Хотя,
иногда получались довольно неожиданные открытия... но об этом мы, пожалуй,
поговорим в следующей лекции.
Итак, ваше домашнее задание. Все пункты выполнять желательно, но необязательно =)
1) Попытайтесь найти имена некоторых суфлеров (ну, врдуг, получится), описать,
когда они жили, где, чего сделали хорошего и плохого для мира и для алхимии,
в частности.
2) Напишите, как можно бороться с суфлерами - если вообще можно.
3) Удалось ли Рене Маркару и мне убедить вас в том, что суфлерство - занятие,
не достойное настоящего ученого-адепта? Что вы думаете по поводу такого явления,
как деятельность суфлеров, существует ли что-либо подобное в других науках?
4) Ну, и все-все-все, что вы хотите сказать по поводу суфлеров и алхимии.
Можете написать рассказ о вашей встрече с суфлером (а может, вы сами в прошлой
жизни были суфлером?!), если вы уже где-то читали о суфлерах или после лекции
отправились в библиотеку, чтобы о них почитать, напишите обязятельно :).
Домашние работы вы можете мне отсылать до конца семестра,
хотя не исключено, что следующая лекция про архимиков появится через неделю.
Контрольная будет уже на днях, хотя вместе неё вы можете написать какую-нибудь
творческую работу на тему алхимии.
Всем спасибо, всем отдыхать! Воспринимать, как приказ - вон как хорошо на
улице - весна...*профессор подошла к окну и мечтательно вздохнула*...Идите,
дети мои, идите...